Православные жители станицы Гниловской одними из первых в России в 1904 году начали возводить храм во имя преподобного Серафима Саровского, оказывавшего огромное благодетельное влияние на русский народ. За год им удалось собрать средства, достаточные для составления необходимого проекта здания будущей церкви. К концу 1905 года опытный ростовский зодчий Козлов заказ исполнил. Причт и Попечительский Совет увидели подробный план небольшого изящного однопрестольного храма в стиле Московской школы середины XVII века. Красота древнерусской архитектуры ощущалась и в гармонии всех элементов церкви, и в удивительной соразмерности семи золоченых куполов и главок, увенчанных крестами, и в стройной легкости трехъярусной звонницы, единой с храмом, и в красоте узорчатой кирпичной кладки… Все радовало глаз своим благолепием.
Понравившийся проект храма, как было положено в те времена, представили на рассмотрение строительного отдела Областного правления войска Донского, на утверждение лично начальнику Области войска Донского и наказному атаману Донского казачьего войска, на обсуждение в Донскую духовную консисторию. Наконец 22 марта 1906 года проект церкви во имя преподобного Серафима Саровского в станице Гниловской получил благословение на воплощение в жизнь Высокопреосвященнейшего Афанасия, архиепископа Донского и Новочеркасского. Вскоре после Святой Пасхи торжественно совершили молебный чин закладки храма. Вслед за этим, в начале лета, начались и строительные работы.
К октябрю 1911 года все работы внутри храма были окончательно завершены.
Свято-Серафимовская церковь вышла на славу. Она нисколько не уступала в благолепии другим храмам во имя преподобного Серафима Саровского, воздвигнутых православным народом на донской земле – в городе Новочеркасске, на хуторе Липовском… Новый храм преобразил и украсил станичную окраину. Кирпичная, изящной кладки, на высоком каменном цоколе церковь с золоченными куполами вызывала радость и законную гордость прихожан.
По архипастырскому благословению 4 декабря 1911 года благочинный Аксайского округа протоиерей Александр Григорьев, в сослужении священников Свято-Троицкой и Преполовения Пятидесятницы станичных церквей, совершил торжественный чин освящения нового храма во имя Преподобного Серафима Саровского.
Однако, вскоре мирная, размеренная, созидательная жизнь России была нарушена. Свершилось предсказанное преподобным Серафимом Саровским еще в начале XIX столетия: «…Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и Самодержавия, но Бог Царя возвеличит…»
Наступившие мрачные годы безбожного лихолетия не оставили в стороне и прихожан Свето-Серафимовской церкви.
В 1922 году, под предлогом помощи голодающим Поволжья, Свято-Серафимовский храм претерпел насильственное изъятие церковных предметов из серебра и золота, необходимых для совершения Богослужений и исполнения церковных треб. С 1925 года, когда в станице Гниловской власти организовали ячейку общегосударственного «Союза Воинствующих Безбожников», против дома Божиего и прихожан свершались бесчисленные нападки «атеистически просвещенной» молодежи. Из года в год богоборческая власть выдвигала против станичной церкви многочисленные запреты и ограничения устоявшейся веками приходской жизни. В конце 1920-х годов местные органы власти получают от центральной власти разрешение закрывать храмы, если их здания потребуются для «иных целей». Началась новая волна безжалостных гонений на Русскую Православную Церковь и поруганий над верой миллионов людей. Тремя этапами – в 1929-1930, 1932-1934 и 1936-1938 годы, по всей стране закрываются и разрушаются десятки тысяч храмов и монастырей. Среди них оказалась и станичная церковь во имя преподобного Серафима Саровского. В 1938 году вопреки желанию прихожан храм был закрыт. Дом Божий переделали под «очаг культурной пропаганды» – кинотеатр. Порушили купола, звонницу, иконостас… Но оказалось — ненадолго.
Во время Великой Отечественной войны с Германией на временно оккупированных немецко-фашистскими войсками русских землях началось стихийное массовое открытие православных храмов и возобновление Богослужений. Люди хлынули в храмы с горячей молитвой к Богу. На донской земле в 1942-1943 годах православные люди открыли 243 Дома Божия. Среди них и храм во имя преподобного Серафима Саровского станицы Гниловской.
После войны власти обязали все вновь открывшиеся храмы Русской Православной Церкви заключить типовые договоры о передаче православным общинам «в бессрочное и бесплатное пользование церковных построек и имущества храмов». В 1947 году антирелигиозная пропаганда властей усиливается. Тем не менее Свято-Серафимовская церковь еще десятилетие окормляла мирян.
На рубеже 1950-1960-х годов, в период руководства страной Н.С. Хрущева началась очередная, организованная государством мощная волна гонений на Русскую Православную Церковь. В 1959 году жертвой богоборческой кампании становится и Свято-Серафимовский храм. Сначала решением исполнительного комитета Ростовского-на-Дону городского совета от 9 сентября у церкви изымается земельный участок в две тысячи двести квадратных метров «со всеми на нем строениями». Вскоре постановлением исполнительного комитета Железнодорожного районного совета храм «снимают с учета». Без предупреждения, вопреки желанию прихожан и «договору» о передаче храма православной общине «в бессрочное и бесплатное пользование», Свято-Серафимовскую церковь закрывают . Богослужения в храме прекращаются 4 октября 1959 года. Именно в тот день, когда Православная Церковь молитвенно отмечает память святителя и чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского, святого покровителя нашего города, чье имя носила крепость, ставшая городом Ростовом-на-Дону.
Промыслом Божиим в конце 1980-х – начале 1990-х годов происходит воскрешение Православия в нашей стране. «Второе великое крещение Руси» назвал это явление в те годы митрополит Смоленский и Калининградский, а сегодня Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. В конце 1990 года случилось и чудесное обретение мощей самого преподобного Серафима Саровского. «И не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют» (Дан. 12, 10). С 1926 года они были сокрыты богоборческими властями в подсобных помещениях Казанского собора в Ленинграде, где был устроен «Музей истории религии и атеизма». 11 января 1991 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II принял раку с мощами преподобного Серафима Саровского и с крестным ходом перенес их из Казанского собора в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. По всей земле православной началось не только возрождение храмов и восстанавливались приходские общины – основа церковной жизни. Часто Богослужения шли в полуразрушенных церквях. Было так и в бывшей казачьей станице Гниловской, ставшей частью Железнодорожного района города Ростова-на-Дону. Осенью 1992 года созданная православными ростовчанами община Свято-Серафимовского прихода с настоятелем отцом Сергием Разумцевым и «Союз казаков станицы Гниловской» начали хлопотать о возвращении зданий, принадлежавших ранее церкви во имя преподобного Серафима Саровского.
Эта работа прихода Свято-Серафимовского храма окрепла и усилилась с назначением в октябре 1994 года по благословению Митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира настоятелем церкви отца Иоанна Осяк. Под его духовным и организаторским руководством дело восстановления храма упрочилось. Деятельность прихода ширилась и крепла. В Свято-Серафимовскую церковь потянулись люди со всей округи и других районов города, не только старшего и среднего поколений, но и ищущая путь к Церкви молодежь. В православной вере своих предков видели они верный маяк, символ надежды в водовороте нравственной, социальной, культурной, экономической, государственной разрухи, усиливавшейся в обществе. Новый настоятель смог привлечь, организовать, укрепить душевные силы людей на созидательные Богоугодные дела. Смог найти для каждого приходящего в Дом Божий нужные слова утешения и ободрения, пробуждавшие желание и энергию душевных сил трудиться ради возрождения и сохранения русской национальной православной жизни. Современная летопись прихода стала заполняться значимыми событиями.
В 1994-1995 годы проведены архитектурно-изыскательские работы и собраны архивные документы, фотографии для создания проекта полного восстановления переделанного до неузнаваемости Свято-Серафимовского храма. Сотрудники Ростовского научно-исследовательского проектного института «Промстройниипроект» под руководством архитекторов Г.Г. Чекмарева, Б.А. Райченкова в короткий срок и совершенно безвозмездно выполнили проект воссоздания прекрасного исторического памятника — церкви во имя преподобного Серафима Саровского, построенной добрыми руками предков в начале ХХ столетия. В 1995 году начались строительные работы по восстановлению первозданного облика здания Храма, но церковные службы не прекращались.
В воскресные и праздничные дни, летом и зимой, в дождь и снег, под палящим солнцем, собирались под открытым небом у стен восстанавливавшегося храма православные христиане на Богослужения. Они выражали с молитвой и слезами Богопочитание исполнением Воли Божией и получали от Господа благодатные силы для жизни праведной.
Вопреки неудобствам, число прихожан Свято-Серафимовской церкви умножалось. В возрождающийся на глазах храм пришли те православные миряне, которые посещали ранее кафедральный собор и другие церкви Ростова-на-Дону. Потянулись и те, в ком с детства теплилась память Божией молитвы, услышанной десятилетия назад от родителей и священнослужителей, которая просыпалась в минуты жизненных бед и страданий. Посещали храм и те, кто начал все больше задумываться о Божией Правде, о смысле жизни, о Вере и благочестии, о вечности души. Многих приводили в храм жизненная неустроенность, семейные драмы и трагедии.
С января 1995 года работы по возрождению церкви во имя Преподобного Серафима Саровского берет под свое покровительство вновь прибывший на Донскую кафедру епископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон. В это время к радости прихожан строительные работы по воссозданию храма решительно ускорились. На благотворительные пожертвования ростовчан восстановили трапезную часть церкви и — всего за год – величественную трехъярусную колокольню.
После восстановления приход Свято-Серафимовского храма сразу зажил полнокровной жизнью, развивая направления социальной, благотворительной и просветительской деятельности. С сентября 1995 года при церкви во имя преподобного Серафима Саровского начала действовать Школа молодого казака по программе общеобразовательного учебного заведения. Потомки казаков станицы Гниловской выступали за возрождение и сохранение исконных казачьих традиций и обычаев, основанных на Православной Вере. Через год школе молодого казака было присвоено имя одного из прославленных донских казачьих героев – Якова Петровича Бакланова (1809-1873). Приход храма начал вести большую социальную, благотворительную, образовательно-воспитательную работу.
По благословению Владыки Пантелеимона в Свято-Серафимовском приходе был создан Попечительский Совет, принявший основное участие в организации воссоздания храма и жертвовавший на его строительство. Возглавил приходской Попечительский Совет Н.В. Шевченко – в то время глава администрации Железнодорожного района города Ростова-на-Дону. Он искренне стремился помогать всем чем мог возрождавшейся церковной жизни людей. И это не было данью общественно-политической моде тех дней. Это был сердечный порыв души русского человека. Отец Иоанн Осяк стал духовником совета попечителей.
В 1998 году праздник Владимирской иконы Божией Матери для прихожан Свято-Серафимовского храма совпал со знаменательным для их прихода событием. Высокопреосвященнейший Пантелеимон, Архиепископ Ростовский и Новочеркасский, в сослужении священнослужителей других храмов епархии совершил чин освящения воздвижения главного купола храма, а 14 сентября 2004 года Владыка Пантелеимон полным архиерейским чином освятил уже весь заново отстроенный храм.
Постепенно заботами Настоятеля, клира, Попечительского Совета и всех прихожан продолжались работы и по завершению внутреннего убранства храма. Установлен прекрасный позолоченный трехъярусный иконостас изящной работы воронежских мастеров резьбы по дереву.
Воссозданный по воле Господа во всей красе Свято-Серафимовский храм станицы Гниловской стал убедительным и достойным примером возрождения на донской земле православной жизни. Восстановленное здание церкви начала ХХ столетия стало и памятником русской православной жизни рубежа второго и третьего тысячелетий. Доказательством сохранения в народе вековых традиций соборности и патриотизма, благотворительности и милосердия, братства и духовного служения Родине. Невидимыми Божиими путями воссозданный храм соединил воедино прошлое, настоящее и будущее православной жизни малой родины нашей – донской земли, объединил в единую общину множество разрозненных душ и сердец.
Десятилетие, прошедшее с момента «второго рождения» Свято-Серафимовской церкви – живое свидетельство того, что Русь Святая хранит Веру Православную и сама этой Верой хранима.