23 марта 2025 года «Неделю 3-я Великого поста, Крестопоклонную». в храме преподобного Серафима Саровского были совершены богослужения.
Богослужение в этот светлый праздник возглавил настоятель храма иерей Александр Орешин, ему сослужил клирик храма иерей Александр Кобзев. За богослужением пел большой хор под руководством регента Анастасии Тишковец. Так же богослужение сопровождалось прекрасным перезвоном колоколов в исполнении выпускников нашей школы звонарей.
В субботу вечера на Всенощном бдении был совершён чин поклонения Кресту Господню.
В воскресный день по окончании Божественной литургии прихожанам были розданы испечённые «кресты», которые приготовили и любезно предоставили наши дорогие прихожанки-хозяюшки.
Вот как об этом писал Иван Шмелев в «Лете Господнем»:
- «В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются «кресты»: подходит «Крестопоклонная». «Кресты» – особенное печенье с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое. Где лежат поперечинки «креста» – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста.
Горкин так наставлял меня:
– Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! И слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость. И это сущая правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, «кресты»-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки.
«Крестопоклонная» – неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, «су-губый», — Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается. В середу – пятницу будем вкушать без масла, – гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые «пестрые», – поблажка: можно икру грибную, суп с грибными ушками, тушеную капусту с кашей, клюквенный киселек с миндальным молоком, рисовые котлетки с черносливно-изюмным соусом, с шепталкой, печеный картофель в сольце. А на заедку всегда «кресты»: помни «Крестопоклонную».
«Кресты» делает Марьюшка с молитвой, ласково приговаривает: «А это гвоздики, как прибивали Христа мучители-злодеи… сюда гвоздик, и сюда гвоздик», – и вминает веселые малинки. А мне думается: зачем веселые… лучше бы синие чернички… Все мы смотрим, как складывает она «кресты». На большом противне лежат они рядками, светят веселыми малинками. Беленькие «кресты», будто они из лапки, оструганы. Бывало, не дождешься: ах, скорей бы из печи вынимали!
И еще наставлял Горкин:
– Вкушай крестик и думай себе – «Крестопоклонная», мол, пришла. А это те не в удовольствие, а… каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит…».
Богослужение в этот светлый праздник возглавил настоятель храма иерей Александр Орешин, ему сослужил клирик храма иерей Александр Кобзев. За богослужением пел большой хор под руководством регента Анастасии Тишковец. Так же богослужение сопровождалось прекрасным перезвоном колоколов в исполнении выпускников нашей школы звонарей.
В субботу вечера на Всенощном бдении был совершён чин поклонения Кресту Господню.
В воскресный день по окончании Божественной литургии прихожанам были розданы испечённые «кресты», которые приготовили и любезно предоставили наши дорогие прихожанки-хозяюшки.
☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦☦
На Руси существовала традиция печь «кресты» на крестопоклонную неделю.Вот как об этом писал Иван Шмелев в «Лете Господнем»:
- «В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются «кресты»: подходит «Крестопоклонная». «Кресты» – особенное печенье с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое. Где лежат поперечинки «креста» – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста.
Горкин так наставлял меня:
– Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! И слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость. И это сущая правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, «кресты»-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки.
«Крестопоклонная» – неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, «су-губый», — Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается. В середу – пятницу будем вкушать без масла, – гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые «пестрые», – поблажка: можно икру грибную, суп с грибными ушками, тушеную капусту с кашей, клюквенный киселек с миндальным молоком, рисовые котлетки с черносливно-изюмным соусом, с шепталкой, печеный картофель в сольце. А на заедку всегда «кресты»: помни «Крестопоклонную».
«Кресты» делает Марьюшка с молитвой, ласково приговаривает: «А это гвоздики, как прибивали Христа мучители-злодеи… сюда гвоздик, и сюда гвоздик», – и вминает веселые малинки. А мне думается: зачем веселые… лучше бы синие чернички… Все мы смотрим, как складывает она «кресты». На большом противне лежат они рядками, светят веселыми малинками. Беленькие «кресты», будто они из лапки, оструганы. Бывало, не дождешься: ах, скорей бы из печи вынимали!
И еще наставлял Горкин:
– Вкушай крестик и думай себе – «Крестопоклонная», мол, пришла. А это те не в удовольствие, а… каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит…».